ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ, В КЛАССЕ».
Осуществление национального проекта поставило перед нами три цели:
эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и
воспитательной работы. Более того, в настоящее время воспитание принимается во
внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И
школа призвана работать над формированием воспитательной системы, включающей
целостный учебно-воспитательный процесс, интересующий воспитание и обучение.
Письмом Минобразования России « О повышении воспитательного потенциала в образовательном
процессе» (2 апреля 2002 г.) подтверждается приоритетная роль воспитания, цель
которого: воспитание ученика, востребованного современным обществом.
Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение
эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и
воспитания в социально-ориентированной школе. Гуманизация отношений
предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами,
учащимися и их родителями;
создание самоуправления с целью достижения единства прав и обязанностей
учащихся.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является
применение современных педагогических технологий.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология»,
«педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько,
И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. И все они
брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство,
мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология- это
совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская
работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования,
описывается много различных педагогических технологий:
-технология разноуровневого обучения;
-технология модульного обучения;
-технология проектного обучения;
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология учебной деловой игры;
-технология проблемного обучения;
-технология развития критического мышления через чтение и письмо;
-технология проведения учебных дискуссий;
-технология дифференцированного обучения;
-технология развивающего обучения;
-информационно-коммуникационная технология;
-педагогическая технология В.М.Монахова.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и
воспитательной работы в школе, в классе.
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и
обучение навыкам сохранения его.
Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное
местов плане воспитательной работы любой школы занимает программа «Здоровье».
Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических
норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы
и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения,
акции, направленные на пропоганду ЗОЖ и разнообразные КТД
Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы
воспитательной работы, приемы и методы.
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при
которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных
источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения,
развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма
технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы,
создают и защищают свой проект. Данная технология известна учащимся по
конкурсам проектов «Фитодизайн школьного двора», по проектам акции «Я –
гражданин России».
В октябре прошедшего года в нашей
школе прошли выборы президента
Совета старшеклассников. Во время этого мероприятия была применена технология учебной
деловой игры. Цель технологии: обучение принятию решений. В ходе этой учебной
игры учащиеся овладевали опытом деятельности, сходным с тем, который они
получили бы, участвуя в настоящих выборах президента страны. Эта имитационная
игра позволила детям самим решать проблемы, а не просто быть наблюдателями.
Во время подготовки к выборам были соблюдены все условия предвыборной кампании:
создана избирательная комиссия, зарегистрированы кандидаты, оформлены списки
голосов в поддержку кандидатов, проведен пиар и дебаты.
Дебаты – одна из основных форм технологии проведения дискуссий. Цель технологии: развитие
критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.
Приемлемые формы: «мозговой штурм», «аквариум», «междусобойчик».
Работа системы дополнительного образования предполагает применение
технологии личностно-ориентированного
подхода в воспитании, которая создает
наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как
индивидуальности.
В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного
обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой
форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для
отдельного
обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие
вокальный, хоровой.
Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова.
Цель – естественный характер обучения, школа для ребенка – комфортное место
общественной жизни, развития и реализации творческих способностей.
Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной
технологии.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных
способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование
исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на
действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на
всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние
психологического комфорта при общении с компьютером. Их возможно использовать
при дистанционном обучении.
Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные работы, мультимедийные презентации – широко
применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни
один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ. Участие в
районных мероприятиях предполагает применение этой технологии: презентация
общешкольного мероприятия «Праздник птиц», презентация работы комиссий Совета
старшеклассников, презентация школьного двора, защита проектов, посвящённые Дню
космонавтики , в апреле была
проведена школьная конференция юных исследователей окружающей
среды. К мероприятию была подготовлена компьютерная презентация. применены современные технологии.
В настоящее время большую популярность
приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать
как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы
профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным
представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной
системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных,
но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае
акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность
данной работы в классе.
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс
ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио
повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и
возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в
свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои
достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить
адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому,
что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и
трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
Основная
нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на
плечи педагогического коллектива.
Результат
может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об
руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на
принципах педагогики сотрудничества. Наш коллектив – это все мы и педагоги и
учащиеся.
Современный французский ученый Легуве так определил
науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей
обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас
когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во
многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
В работе Куприянова
« формы воспитательной
работы с детскими объединениями», автор
делает акцент на том, что сложно
определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога,
«новые», а какие «старые». Он приводит
многообразие форм воспитательной работы,
опираясь на материал из книги Афанасьева
С.П. «Методика организации конкурсных программ»
Если иметь в виду, что технология воспитательной
работы это — идеальная модель решения некой совокупности близких
педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций, основанный
на определенном психолого-педагогическом механизме, то явно видна близость
технологии и формы организации деятельности, просматривается связь технологии и
метода, формы и метода.
Формы воспитательной
работы автор классифицирует на 3
вида:
тип «представление»
- представления-демонстрации
(спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление,
торжественное собрание);
- представления-ритуалы
(линейка),
- представления-коммуникации
(митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).
В работе «Первый звонок» С.П. Афанасьев
подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Предлагает
более десятка новых ритуалов (вручение верительных грамот, символов, амулетов,
ритуал «обращения к Повелителю Пятерок», ритуал «изгнания двоек», ритуал
«втирания бальзама усердия» и другие)
Фронтальная беседа н/р «Встреча с
интересным человеком» — специально организованный диалог, в ходе которого
ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры по подобию
телевизионных программ «Пусть говорят» , «Женские истории», «Смак»
Тип «созидание-гуляние»
1. развлечение — демонстрация
(ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);
2. совместное созидание (трудовая
акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
3. развлечение- коммуникация
(продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
Субботник (трудовая акция).
Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако возможно
превратить уборку территории, закрепленной за коллективом младших школьников, в
секретную миссию по задержанию диверсантов — фантиков.
Танцевальная
программа
(дискотека) Существует разновидность танцевальной программы включающая
соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер».
тип «путешествие»
также три класса:
1. путешествие- демонстрация
(игра-путешествие, парад-шествие);
2. путешествие — развлечение
(поход, прогулка);
3. путешествие- исследование
(экскурсия, экспедиция).
Главное, что отличает игру-путешествие,
является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной
схеме, обозначенной в маршрутном листе
|